о палате

Процедура регистрации организации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ была завершена 26 мая 2010 года - основной государственный регистрационный номер 1107799017556.

Оставить комментарий

Новости

10 марта 2011 г.

Нотариусов делают посредниками между гражданами и властью - поправки в 65 ФЗ от Минэкономразвития


Минэкономразвития РФ представило законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий поправки в 65 действующих федеральных законов об использовании "дистанционных" способов получения физлицами и индивидуальными предпринимателями госуслуг через Интернет.

Упрощение процедур обращения в органы власти предусматривается обеспечить за счет использования универсальной электронной карты (так называемого "электронного паспорта"), а при необходимости предоставления оригиналов документов — путем обращения в госорган через нотариуса, без личного контакта физического лица с должностными лицами.

Соответствующие поправки, в частности, предполагается внести в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О персональных данных", "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", "О патентных поверенных", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Семейный, Жилищный, Таможенный, Градостроительный кодексы РФ и т. д.

Напомним, что в конце февраля Дмитрий Медведев поручил Правительству за 3 месяца завершить работу над законодательными документами по внедрению универсальной электронной карты (УЭК) гражданина РФ. Он назвал проект внедрения УЭК "одним из важнейших", который позволит "упростить бюрократические процедуры, улучшить качество госуслуг". Как сообщало "Право.Ru", начиная с 1 января 2014 года, универсальная электронная карта будет выдаваться на бесплатной основе гражданам, не подавшим до этого момента заявление о выдаче универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлением об отказе от получения этой карты.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме может осуществляться с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

В качестве одного из способов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном формате, способствующих упрощению прохождения соответствующих процедур, ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предлагается использование универсальной электронной карты, представляющей собой материальный носитель, содержащий зафиксированную, в том числе, в электронной форме информацию о пользователе такой картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме.

Таким образом, ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет лишь общие положения, закрепляющие правовые основы применения электронной карты в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг. Возможность предоставления государственных и муниципальных услуг должна быть предусмотрена непосредственно в тех федеральных законодательных актах и иных федеральных нормативных правовых актах, которые регулируют правоотношения, возникающие в связи с предоставлением тех или иных государственных или муниципальных услуг.

В ходе законопроектной деятельности были выявлены законодательные акты РФ, а также положения этих законодательных актов Российской Федерации, препятствующие переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг (далее — госуслуги) в электронном виде с использованием универсальной электронной карты (УЭК).

Предоставление госуслуг в документарном виде при непосредственном предъявлении физическим лицом УЭК в месте предоставления госуслуги особых затруднений не вызывает. Более сложным и содержательным является предоставление возможности использования УЭК в качестве инструмента получения госуслуг путем удаленного доступа. Это может быть как использование УЭК в сети Интернет (на сайтах органов государственной власти или организаций, предоставляющих государственные услуги), так и применение УЭК в автоматах, предлагающих физическим лицам предоставление госуслуг в электронном виде. Представляется, что более распространенным и востребованным следует считать предоставление госуслуг в электронном виде с использованием сети Интернет.

В этой связи особое значение приобретает вопрос создания правовой инфраструктуры применения УЭК для обеспечения физических лиц госуслугами. Создание правовой инфраструктуры предполагает корректировку положений федерального законодательства на предмет внедрения в него норм, предусматривающих возможность получения госуслуги при помощи УЭК.

При этом разработчики законопроекта особо отмечают, что поскольку большинство требований федерального законодательства, которые существенно осложняют возможность использования УЭК для получения госуслуг, связаны с необходимостью представления в органы государственной власти или органы местного самоуправления оригиналов документов, или их копий, заверенных в нотариальном порядке, был сделан вывод о необходимости вовлечения института нотариата в процесс предоставления услуг в электронном виде с использованием УЭК.

При этом получение госуслуг с использованием УЭК возможно следующими способами:

Получение госуслуг непосредственно физическим лицом без использования ЭЦП. В данном случае физическое лицо (индивидуальный предприниматель) обращается в орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием сети Интернет (или автоматов удаленного доступа к госуслугам) путем ввода необходимых данных УЭК, идентифицирующих его как держателя данной УЭК.

Такой способ возможен тогда, когда от заявителя требуется лишь подать заявление в простой форме без необходимости свидетельствования подписи на заявлении и идентификации заявителя. Например, это возможно при предоставлении выписок или информации, которая итак может быть предоставлена по заявлению неограниченному кругу лиц.

Получение госуслуг непосредственно физическим лицом с использованием ЭЦП. В данном случае заявитель должен являться владельцем сертификата ключа ЭЦП, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной цифровой подписи".

В этой ситуации физическое лицо обращается в орган государственной власти или орган местного самоуправления через сеть Интернет, используя данные УЭК (или вставляя УЭК в аппарат, считывающий информацию в автоматах удаленного доступа) и подписанный своей ЭЦП документ, созданный в электронной форме. Одновременно к своему обращению (заявлению, ходатайству), созданному в электронной форме и подписанному ЭЦП, заявитель может приложить иные электронные документы, которые также подписаны ЭЦП (это возможно только в том случае, если не требуется представление оригиналов документов или заверенных в установленном порядке копий таких оригиналов). Например, такой вариант получения госуслуги возможен тогда, когда государственному органу власти или органу местного самоуправления достаточно получения информации, подписанной заявителем.

Получение госуслуг непосредственно физическим лицом с участием нотариуса. В случае, если по каким-либо причинам для предоставления госуслуги требуется представление оригиналов документов, их заверенных копий, получить услугу в электронном виде, даже являясь владельцем сертификата ключа ЭЦП, невозможно. Однако, согласно действующему законодательству, в некоторых случаях заверение документов возможно и в электронном виде. Для предоставления такой возможности нотариусам потребуется изменение некоторых положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Таким образом, для получения госуслуги в вышеописанной ситуации заявитель должен обратиться к нотариусу для нотариального заверения копий документов, необходимых для представления в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Копии этих документов в электронной форме должны быть заверены нотариусом с использованием его ЭЦП и предоставлены заявителю. После оформления нотариально заверенных в электронной форме документов заявитель получит возможность самостоятельно с использованием УЭК направить соответствующие документы в орган государственной власти или орган местного самоуправления с использованием сети Интернет или автоматы удаленного доступа.

Получение госуслуг физическим лицом через нотариуса. В том случае, когда для предоставления госуслуги требуется предоставление именно оригиналов документов (например, требуется паспорт гражданина для проставления в нем необходимых отметок), а также в случае наличия желания заявителя получить услугу по подаче документов на предоставление госуслуги или исключить необходимость личного участия в процессе предоставления госуслуги, получение госуслуги может происходить без личного участия физического лица через нотариуса. Для того, чтобы получить эту услугу, достаточно обратиться к нотариусу, предоставить ему все необходимые документы, а по окончании процедуры получить у нотариуса необходимые документы.

По мнению разработчиков законопроекта, получение государственных услуг через нотариуса является наиболее оптимальным вариантом предоставления госуслуг по следующим причинам:

- такой вариант получения госуслуг исключает необходимость непосредственного контакта физического лица с должностными лицами, осуществляющими процедуры предоставления госуслуг (это в свою очередь существенным образом снижает степень коррупциогенности данной сферы);

- нотариусы, обладая специальными познаниями в области нормативано-правового регулирования, значительно упрощают работу органам государственной власти и органам местного самоуправления, экономя время на предоставление госуслуг за счет высокого качества подготовленных документов;

- нотариусы, действуют в интересах заявителя и заинтересованы в возможно краткие сроки получить результат своей услуги, что будет стимулировать их добиваться от должностных лиц, задействованных в процессе предоставления госуслуг, выполнения своих полномочий в надлежащей форме и установленные сроки.

Источник: Право.RU



‹‹‹ Все новости





Оставлять комментарии на сайте могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста авторизуйтесь или пройдите простую процедуру регистрации.
Оставить комментарий